Положение об муниципальном краеведческом конкурсе-форуме «Мы – уральцы»

ПОЛОЖЕНИЕ

об  муниципальном краеведческом конкурсе-форуме

«Мы –  уральцы»

 I. Введение.

1. Муниципальный  краеведческий конкурс-форум «Мы – уральцы» (далее – Конкурс-форум) – комплексное мероприятие регионального характера, включающее различные формы реализации социально-значимой, учебно-исследовательской и туристско-краеведческой деятельности учащихся.

2. Организация и проведение Конкурса-форума регламентируется Законом РФ «Об образовании», областными Законами «Об образования в Свердловской области»; «О защите прав ребенка», гарантирующими государственную поддержку детям и подросткам, проявляющим незаурядные способности в различных видах интеллектуальной деятельности, нормативными документами Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

3. Учредителем Конкурса-форума является Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.

4.  Конкурс-форум  проводится в рамках областного  фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и районной программы «Будущее начинается с тебя»

5. Целью проведения Конкурса-форума является:   создание благоприятных условий для  развития  у учащихся  интеллектуальных и  творческих способностей, интереса к научно-исследовательской деятельности.

6. Задачи Конкурса-форума:

–   развитие познавательного интереса в области краеведения, к истории и экологии родного края;

–   создание условий для организации разных форм исследовательской деятельности с учетом возрастных особенностей  и  склонностей детей и подростков;

–   поддержка одаренных детей и подростков.

7.  Участниками Конкурса-форума являются учащиеся 1-6(«Юные знатоки Урала»)  и  7-11 классов ( см. пояснения по конкурсам) всех типов и видов образовательных учреждений Свердловской области.

8. Участником Конкурса-форума может являться как отдельный ребенок, так и коллектив учащихся (коллективный соискатель).

9. В рамках конкурса-форума «Мы – уральцы» проводятся следующие мероприятия:

  • конкурс социальных проектов «Я – гражданин»;
  • конкурс историко-краеведческих исследовательских работ

«Каменный  пояс» (5 конкурсных направлений)

– Лики многонационального Урала

– Родословие

– Летопись родного края

– Военная история

– Юбилейное

  • эколого-краеведческий конкурс «Природа Урала»

(2 конкурсных направления)

– Экологическое

– Экспедиционное

  • турнир юных геологов «Урал – сокровищница России»;
  • краеведческий конкурс «Юные знатоки Урала» (I, II ступени);
  • конкурс активистов музеев образовательных учреждений.

(2 конкурсных направления)

– Поиск

– Юный экскурсовод

 

III. Порядок  проведения  Конкурсафорума.

10.Сроки проведения Конкурса-форума.

Конкурс-форум проводится ежегодно в  3 этапа.

I этап – школьный (сентябрь-январь);

II этап – муниципальный (январь-февраль);

III этап – областной (март-май).

Итоговые мероприятия Конкурса-форума проходят в январе районная научно- практическая конференция  для конкурса «Каменный пояс», «Природа Урала» и в апреле. Март- май г. Екатеринбург.

22. В I этапе могут участвовать все желающие (в соответствии с условиями мероприятий, входящих в Конкурс-форум) из числа учащихся 1-4, 5-11 классов образовательных учреждений всех типов и видов.

Участниками II этапа являются победители и призеры I этапа.

В III этапе принимают участие победители II этапа.

23. Учащиеся, успешно прошедшие заочный (отборочный)  тур  III этапа Конкурса-форума, приглашаются для участия в очном   туре. Основанием для участия  в очном   туре  III этапа является информационное письмо-вызов, составленное по результатам работы  жюри    и заверенное председателем Оргкомитета.

24.  Для участия в Конкурсе-форуме в  Оргкомитет по адресу: п. Зайково МКОУ ДОД Центр внешкольной работы, ежегодно до 12 января 2015 года:

– заявка на участие в II этапе от УО, заверенная руководителем и печатью;

–  работы победителей;

– перечень необходимых для защиты технических средств и оборудования.

25. Критерии оценки защиты социальных проектов и исследовательских работ:

• творческий, неординарный подход при выполнении работы;

• оригинальность решения проблемы или её представления;

• актуальность  исследований для территорий непосредственного проживания   участников защиты;

• практическая значимость выдвигаемых проектов и идей;

• умение аргументировано представлять и защищать материал.

 

V. Конкурс социальных проектов «Я – гражданин»

33. Конкурс является региональным этапом Всероссийской Акции «Я – гражданин России».

34. Цель  конкурса:

вовлечение  молодых   граждан    в общественно-полезную социальную деятельность, формирование у  них активной гражданской позиции и получение опыта конструктивного решения социальных проблем.

35. Задачи:

  • содействие социальной адаптации, формированию патриотических чувств и гражданской ответственности обучающихся за улучшение социальной обстановки в своем ближнем окружении;
  • освоение обучающимися разнообразных форм поиска, обработки и анализа   разнородной информации, приобретение навыков обсуждения и выбора путей решения проблемы, умений эффективного сотрудничества в команде;
  • приобретение обучающимися умений конструктивного взаимодействия с группами граждан, различными уровнями власти и общественными организациями;
  • выявление и поддержка гражданских инициатив педагогов и обучающихся, участвующих в разработке и реализации эффективных социальных проектов;
  • отбор лучших работ для участия в Федеральной акции «Я – гражданин России».

 

36. Для участия в конкурсе «Я – гражданин», команда учащихся 7-11 классов образовательных учреждений всех типов и видов   выявляет, формулирует и предлагает вариант решения выбранной проблемы, актуальной для их образовательного учреждения, микрорайона, села, района, города.

37. Тематика конкурсных проектных работ:

  • благоустройство школы и окружающей местности;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • патриотическое воспитание;
  • забота о людях и милосердие;
  • сохранение культурных традиций и исторической памяти;
  • толерантность и культурное взаимодействие;
  • гражданская инициатива и предприимчивость;
  • решение проблем молодежи.

 

Могут быть предложены и другие социально значимые направления проектной деятельности обучающихся.

 

38.  Исследуя сущность проблемы, команда собирает различную информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается и реализуется проект. Всё это впоследствии  оформляется в папку – портфолио проекта.

Портфолио включает в себя цели, задачи проекта, юридическую документацию, статистические  данные,  графики, диаграммы, фотографии, рисунки, материалы СМИ, результаты социологических опросов и другие материалы и  отражает  основные этапы работы команды по проблеме в логической и хронологической последовательности.

Данные материалы в папке распределяются по 4 основным  разделам проекта: актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области; сбор и анализ информации по избранной проблеме; программа действий, команды по решению социальной проблемы; реализация плана действий команды.

Папка документов представляется в жюри заочного тура конкурса для анализа логики работы обучающихся по разработке и реализации проекта.

 

39.Авторы проектов, прошедших отбор в ходе заочного тура, приглашаются для участия в очном туре, который  проводится в виде  устной презентации, где обучающиеся должны продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умение компетентно представить вариант собственного  ее решения, аргументировано отвечать на вопросы,  рассказать о практических результатах своей деятельности. Устная презентация – это выступление команды из 4-5 человек в течение 10 минут, которая представляет свою работу и отвечает на вопросы участников конкурса из других команд и   жюри.

40. На раздвижном стенде (четыре створки, размером 80 см х 100 см каждая) размещаются материалы в соответствии с разделами проекта, позволяющие более наглядно представить во время устной презентации суть проекта и пути его реализации.

В качестве визуального дополнения может быть использовано  мультимедийное сопровождение проекта в количестве слайдов не более 20, не дублирующее выступление команды, позволяющее наглядно продемонстрировать наиболее важные аспекты деятельности проектной группы. Демонстрационные материалы по проекту выполняются предпочтительно в программе «Power Point».

 

41.Помимо командного выступления, каждый из участников очного тура выполняет индивидуально задание интегрированного характера. Победитель определяется по сумме набранных баллов: итоги заочного этапа (рецензия), защита проекта и результаты  интегрированного  задания.

 

42.Награждение проводится согласно общему положению областного краеведческого конкурса-форума «Мы – уральцы».

 

VI.

 Конкурс историко-краеведческих исследовательских работ «Каменный пояс»

43. Тематика историко-краеведческих исследовательских работ должна отражать приоритеты развития уральского региона, ориентироваться на проблемы социокультурного, общественно-политического, научно-технического характера, проблемы личности. Исследовательская работа в обязательном порядке должна включать практический раздел, основанный на собственных исследованиях автора.

44. Участники Конкурса – учащиеся 7-11 классов учреждений образования всех видов и типов.

45. Защита исследовательских работ  проводится по направлениям:

–             «Лики многонационального Урала» (изучение материальной и духовной культуры народов Урала, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов);

–             «Родословие» (генеалогия) (изучение происхождения истории и родственных связей, родов и семей);

–             «Летопись родного края» (изучение истории родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня: развитие  системы образования, медицины, сельского хозяйства, промышленности на примере своей территории);

–             «Военная история России» (изучение военной истории на местном краеведческом материале, истории военной мысли, военного искусства, вооружения и военной техники, увековечение памяти земляков и пр.);

–             «Юбилейное» (тематика предлагаемого направления ежегодно определяется согласно знаменательным датам, событиям в истории России и Урала).

46. Победителями и призерами  Конкурса являются участники, набравшие максимальное количество баллов в  каждом  из представленных направлений. Победитель определяется по сумме набранных баллов: итоги заочного этапа (рецензия), защита работы.  Награждение проводится согласно общему положению областного краеведческого конкурса-форума «Мы – уральцы»

 

VII.  Эколого-краеведческий конкурс «Природа Урала»

47.  Эколого-краеведческий конкурс исследовательских работ «Природа Урала» проводится в рамках реализации областной государственной целевой программы «Экология и природные ресурсы Свердловской области».

48. Участники Конкурса – учащиеся 7-11 классов учреждений образований всех типов и видов, выполнение исследовательских работ предполагает только индивидуальное участие. 

 

49. Тематика работ победителей, представленных на III этап, должна отражать уникальность природы Урала, необходимость охраны природных богатств края.

50. Исследовательская работа должна иметь четкую структуру, результаты собственных исследований автора и практический результат. Работы принимаются в бумажном и  электронном виде.

51. Защита исследовательских работ проводится по двум  направлениям:

  •  Экологическое:

–             изучение и охрана флоры и фауны Урала;

–             охрана и восстановление водных ресурсов;

–             изучение  и описание уральских памятников природы.

  • Экспедиционное:

–             «Уральская тропа» (разработка и описание самодеятельных туристских маршрутов  краеведческой, геологической, экологической направленности).

52. Победителями и призерами  Конкурса являются участники, набравшие максимальное количество баллов в каждом  из представленных направлений. Победитель определяется по сумме набранных баллов: итоги заочного этапа (рецензия), защита работы.    Награждение проводится согласно общему положению областного краеведческого конкурса-форума «Мы – уральцы»

 

 VIII. Турнир юных геологов «Урал – сокровищница России»

53. Турнир юных  геологов  «Урал – сокровищница России» (далее – Турнир) – это состязание, которое проводится в виде защиты исследовательских работ с решением заданий интегрированного характера.

54. На Турнир принимаются исследовательские работы участников, посвященные геологии Урала, по следующей тематике:

  • минералогия Урала;
  • петрография Урала;
  • палеонтология Урала;
  • полезные ископаемые Урала;
  • история геологического изучения Урала;
  • геологические и геоморфологические памятники природы;
  • геолого-экологические тропы и маршруты;
  • отчеты по геологическим экспедициям.  

55. Участники Турнира – учащиеся 7-11 классов учреждений образования всех типов и видов (общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования, учреждений государственного воспитания, лицеев, учреждений дополнительного образования и т.д.).

56. Содержание Турнира:

  • индивидуальное выполнение каждым участником теоретического задания интегрированного характера;
  • защита исследовательских работ в виде доклада с обсуждением.

57.  Исследовательские работы, принимаемые на Турнир, выполняются индивидуально. В коллективных работах допускаются не более 2 авторов. При этом каждый из авторов должен самостоятельно выполнить интегрированную часть Турнира и представить выполненную им часть исследовательской работы на защите, ответив на вопросы жюри и других участников.

58. Работы участников интегрированного тура остаются  в жюри и сдаются в Оргкомитет.

59. Победитель определяется по сумме набранных баллов: итоги заочного этапа (рецензия), защита работы и результаты теоретического задания.  Награждение проводится согласно общему положению областного краеведческого конкурса-форума «Мы – уральцы»

 

IX.  Краеведческий конкурс «Юные знатоки Урала» (I ступень)

С 2011-2012 учебного года областной конкурс для учащихся 1-4 классов  включен  в содержание конкурса – форума «Мы – уральцы».  Каждый учебный год конкурс посвящается разным  юбилейным и памятным датам.

60. Проведение Конкурса способствует выявлению и развитию познавательных способностей  учащихся;  приобщению  детей и подростков посредством краеведческого поиска к прошлому России и Урала; формированию социальной компетенции юных уральцев с помощью краеведческих знаний;   выявлению и поддержке одаренных школьников, обладающих способностями к творческой деятельности.

61. Участники Конкурса:   учащиеся 1-4  классов  образовательных   учреждений всех видов и типов.  Участником Конкурса может являться отдельный ребенок.

62. Содержание Конкурса. Конкурс – состязание, которое проводится в виде выполнения творческих заданий (в печатном и электронном виде). Творческие задания в виде викторины   разрабатываются в соответствии с возрастными особенностями участников и предлагаются для выполнения в заочной форме. Выполнение тематических творческих заданий проходит через различные формы творческой поисковой деятельности.

63. Успешно выполнившие задания и набравшие максимальное количество баллов отправляют творческую работу на областной этап (1 работа по каждой возрастной группе).

64. Тема Конкурса определяется ежегодно в соответствии с календарем знаменательных и памятных дат и утверждается Порядком проведения областного краеведческого конкурса-форума «Мы – уральцы» на текущий учебный год.

Критерии оценки конкурсных работ:

  • владение историческим материалом (правильность и полнота ответов);
  • культура выполнения конкурсной работы: грамотность, аккуратность оформления;
  • творческий, неординарный подход при выполнении работы;
  • наличие приложений;
  • поиск дополнительной  информации;
  • самостоятельный подход.

65.  Победителем и призером Конкурса  является как отдельный участник, так и коллектив ОУ. Результаты подводятся по каждой возрастной группе.

Победитель определяется по сумме набранных баллов в каждой возрастной  группе (1,2,3,4 классы).  Награждение проводится согласно общему положению областного краеведческого конкурса-форума «Мы – уральцы».

 

X.  Краеведческий конкурс «Юные знатоки Урала» (II ступень)

66. Проведение Конкурса способствует выявлению и развитию познавательных способностей детей и подростков;  приобщению  детей и подростков посредством краеведческого поиска к прошлому России и Урала; формированию социальной компетенции юных уральцев с помощью краеведческих знаний;   выявлению и поддержке одаренных школьников, обладающих способностями к творческой деятельности, умеющих защищать свою собственную позицию.

67. Участники Конкурса:   учащиеся 5 -6 классов  образовательных   учреждений всех видов и типов.  Участником Конкурса может являться как отдельный ребенок, так и коллектив учащихся (класс, музейный актив, кружковое объединение).

68. Содержание Конкурса. Конкурс «Юные знатоки Урала» – состязание, которое проводится в виде выполнения творческих заданий во время проведения краеведческих патриотических акций, турниров и соревнований, кроссворд-уроков, викторин, экскурсионных уроков в музеях и других учреждениях и т.п. Творческие задания в виде викторины   разрабатываются в соответствии с возрастными особенностями участников и предлагаются для выполнения в заочной форме. Выполнение тематических творческих заданий проходит через различные формы творческой поисковой деятельности, реализацию полученных знаний в социально-значимых мероприятиях образовательного учреждения, района, города.

69. На областной этап принимаются работы победителей заочного тура по возрастным параллелям (5- 6 классы- 1 индивидуальная работа, 1 – коллективная работа)                           

70. Успешно выполнившие задания и набравшие максимальное количество баллов приглашаются на областной этап Конкурса.

71. Для участников областного этапа предусматривается проведение интегрированного тура, результаты которого учитываются при общем подведении итогов Конкурса.

72. Тема Конкурса определяется ежегодно в соответствии с календарем знаменательных и памятных дат и утверждается Порядком проведения областного краеведческого конкурса-форума «Мы – уральцы» на текущий учебный год.

73. Критерии оценки творческих работ

  •  полнота и глубина раскрытия предложенных заданий;
  •  соответствие содержания ответов на предложенные задания возрасту автора творческой работы;
  •  умение дать собственную оценку фактам, событиям и историческим личностям;
  • умение самостоятельно работать с текстом и определять главную мысль;
  •  участие в социально-значимых мероприятиях;
  •  наличие приложений, выполненных по  личной инициативе (использование иллюстративных материалов, рисунков, фотографий, графиков, диаграмм; изготовление макетов, поделок и т.д.; составление ребусов, кроссвордов, шарад и т.п.);
  •  культура выполнения творческой работы: грамотность, аккуратность оформления;
  •  разнообразие используемых источников информации и др.

74.  Победителем и призером Конкурса может являться как отдельный участник, так и коллектив учащихся по возрастным параллелям (5-6  классы- 1 индивидуальная работа, 1 – коллективная работа) от   1 Муниципального образования или Городского округа.

75. Победитель определяется по сумме набранных баллов в трех возрастных группах: итоги заочного этапа  и результаты   индивидуального выполнения каждым участником заданий интегрированного тура.  Награждение проводится согласно общему положению областного краеведческого конкурса-форума «Мы – уральцы»

 

  XI.  Конкурс активистов музеев образовательных учреждений

 76. Условия Конкурса позволяют активно заниматься туристско-краеведческой, экспедиционно-исследовательской деятельностью, повышать интерес к вопросам краеведения и музееведения в целом, развивать деятельность школьного музея как центра образования и гражданско-патриотического воспитания учащихся.

77. Участники Конкурса:   учащиеся 7-11 классов всех типов  образовательных учреждений Свердловской области,  участником Конкурса может являться как отдельный ребенок, так и коллектив учащихся (коллективный соискатель).

78.   Конкурса проводится по следующим  направлениям:

  • «Юный экскурсовод»;
  • «Поиск».

79. Для всех участников конкурса предлагается интегрированный

тур  –  викторина «Мой край – земля уральская».

80. «Поиск». Для участия в конкурсе активистов музеев учащиеся, при поддержке педагогов, готовят исследовательскую работу по  материалам поисковых экспедиций по родному краю и по местам боев воинов-уральцев,  по результатам работы в архивах, в фондах музеев и пр.

Исследовательская работа выполняется в соответствии с профилем музея:

  •  «Земля – наш общий дом» (природоохранная деятельность, экология)

для     музеев естественнонаучного профиля;

  •  «Археология и история родного края» (изучение малоизвестных исторических событий, жизни и деятельности земляков, археологических памятников) – для археологических и исторических музеев;
  •  «Литературное и культурное наследие края» (творчество уральцев, фиксация событий культурной жизни) – для литературных, художественных, музыкальных, театральных музеев;
  •  «Этнография народов Урала» (изучение материальной и духовной культуры народов, населяющих Урал, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов) – для этнографических музеев;
  •  «Боевая слава уральцев» (изучение военной истории, увековечение памяти земляком, выявление мест забытых и неучтенных захоронений погибших воинов) – для музеев военно-исторического профиля;
  •  «История народного образования» (сохранение и популяризация истории образовательных учреждений, детского движения) – для музеев истории образования.
  • «Домашний музей путешествий» (выявление и изучение в своей семье памятных предметов и вещей, связанных с путешествиями по Уралу, России и зарубежным странам в разное время разных поколений одной семьи; создание историй этих предметов и на их основе – тематической экспозиции (в том числе, в виде электронных презентаций) с историями членов семьи)для всех музеев;
  • «Сувенирное лицо» Урала» (изучение образов и сюжетов, отраженных в современной туристской сувенирной уральской продукции, разработка предложений по ее развитию) – для музеев декоративно-прикладного творчества.

 

Юные поисковики-исследователи должны продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, аргументировано отвечать на вопросы,  представить практические результаты своей деятельности.

81. «Юный экскурсовод». Для участия в конкурсе активистов музеев учащиеся, при поддержке педагогов, готовят текст экскурсии по выставке новых поступлений или по передвижной выставке из фондов школьных музеев.

Юные экскурсоводы проводят экскурсию по передвижной выставке из фондов музея образовательного учреждения. В этом случае в оргкомитет представляется текст экскурсии и фотографии передвижной выставки.

82. В качестве варианта визуальной презентации работы допускается  мультимедийный показ материалов с количеством слайдов не более 20. Демонстрационные материалы выполняются в программе «Power Point».

83. Участники могут выступать только в одном направлении конкурса «Поиск» или «Юный экскурсовод».

84. Индивидуальный  победитель определяется по сумме набранных баллов: итоги заочного этапа (рецензия), защита работы и результаты  интегрированного  задания (викторина «Мой край – земля уральская»). Награждение проводится согласно общему положению областного краеведческого конкурса-форума «Мы – уральцы»

Поделиться в соц. сетях