Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

О дополнительном образовании детей

В Федеральном законе РФ «О Дополнительном образовании» (гл. 1, ст. 1) дано достаточно четкое определение: «Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства».

В материалах Викепедии – свободной энциклопедии, есть следующее определение:

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Участие детей в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Решающую роль играет положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Занятость детей в свободное время содействует развитию самоорганизованности, самодисциплины; дети учатся самостоятельно планировать свое время. Развитие этих и других важных умений возможно только в результате личного опыта ребенка, полученного им в процессе активной включенности в разнообразные виды деятельности.

Уникальная роль Дополнительного образования детей и молодежи, заключается в создании оптимальных условий для разностороннего развития и раскрытия профессиональных и творческих способностей личности. Показатель успеха в педагогическом процессе – это радость детей от узнавания, когда детская любознательность перерастает в увлечённость, способность к созиданию, когда ребёнок осваивает методы познания и творчества, методы новых, нестандартных решений. В эпоху информационного засилья актуально именно увлечь и подобрать средства по индивидуальности, научить избавляться от информационного мусора, научить пробовать и экспериментировать, не уподобляясь слепому котенку, переломить боязнь новых технологий и средств, помочь приспособить полученные ранее навыки под современные реалии.

В настоящее время очень многие политики, педагоги и философы, ученые и писатели много говорят и пишут о необходимости социально-культурной реабилитации, духовного возрождения, духовного развития, пропагандируя «вечные ценности» как основы здорового общества, семьи, индивидуума. На подрастающем поколении болезненно сказываются издержки проводящихся социально-экономических реформ. Между тем через систему дополнительного образования, основанную на деятельности по интересам, можно значительно усилить нравственное влияние на питомцев, ненавязчиво подводя детей к решению сложных проблем, формируя нравственную позицию ребёнка. Обращаясь к внутреннему миру ребенка можно раскрыть его творческий, духовный потенциал, помочь обрести стержень, внутреннюю силу.

Учреждения ДО детей находятся под руководством системы образования, культуры, спорта, различных общественных организаций, органов по делам молодежи. Главные характеристики государственной системы ДО – общедоступность и бесплатность. В муниципальных учреждениях ДО детей плата за обучение производится также посредством реализации именных «Сертификатов на Дополнительное образование».

В целом система дополнительного образования представляет собой разветвленную сеть многопрофильных учреждений, частных и государственных, предназначенных для удовлетворения постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных образовательных потребностей населения на основе свободного выбора различных видов творческой деятельности и индивидуальной образовательной траектории.

В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет уникальную роль в образовании и в жизни общества и выполняет следующие задачи:

-обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого развития;

-социально-культурная реабилитация, приобщение к культурным ценностям, формирование общей культуры;

-адаптация к жизни в обществе;

-формирование профессиональной и социальной компетентности;

-организация содержательного досуга.

Дополнительное образование детей и молодежи осуществляется в следующих направлениях:

Художественно-эстетическое – ставит перед собой задачу «сохранить и развить то присущее многим детям восприятие мира, которое позволяет им видеть его прекрасным, многообразным, волшебным и добрым. Умение чувствовать красоту, прекрасное, видеть в людях, природе, обществе, социальных событиях положительное, доброе, помогает противостоять негативным воздействиям среды, справиться со многими трудностями.

«Мы постоянно сталкиваемся с художественными и эстетическими явлениями в сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде чувство прекрасного и безобразного, трагического и комического играет существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.» ( фраза из материалов сайта для дошкольников www.detsad2027.t-site.ru)

Данное направление ориентировано на гармоническое развитие, воспитание и обучение средствами различных видов музыкального, изобразительного и хореографического искусства, прикладного творчества и дизайна, художественного слова и театрального творчества. Целью и задачами является воспитание художественного вкуса, развитие способности к эстетическому восприятию и переживанию, формирование потребности в творческом восприятии мира и осмысления себя самого в нем, творческой самореализации.

Физкультурно-спортивное – воспитание здорового, сильного, гармонически развитого человека. Развитие физических и моральных качеств личности, приобщение к здоровому образу жизни, ориентация на достижение значимых спортивных результатов. Главная задача данного направления – создание и насыщение здоровьесберегающей среды, в которой каждому ребенку предоставляется возможность выбора индивидуального пути совершенствования своего физического развития и укрепления здоровья на протяжении всей своей жизни так, чтобы здоровый образ жизни стал повседневной реальностью и вошел в привычку. Физкультурно-спортивное направление включает общую физическую подготовку, занятия по различным видам спорта и боевым искусствам.

В ходе систематических тренировок, спортивных соревнований развиваются коммуникативные и организационные способности детей, улучшаются двигательные функции организма, расширяются и совершенствуются их знания о физическом развитии человека. Становится устойчивой мотивация детей к занятиям спортом. Высшие человеческие побуждения в спорте помогут нашим детям достигнуть успеха в построении себя как личностей.

Спортивно-техническое – связанно с использованием достижений технического прогресса в целях продуктивного творчества и достижения значимых спортивных результатов. Конструирование и постройка действующих и стендовых моделей летательных аппаратов, автомобилей, судов и других средств транспорта для спортивных соревнований и демонстраций.

Социально-педагогическое – содействие процессу социального становления личности в таких сферах как общение, самопознание и познание своего «Я», создание оптимальных условий для личностного развития и профессионального самоопределения.

Программы данного направления ориентированы на развитие адаптационных возможностей человека, обеспечение личности средствами самопознания, повышение представлений ребенка о собственной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. Также социально-педагогическая деятельность направлена на развитие коммуникативной культуры и навыков взаимодействия посредством вовлечения в активную развивающую социальную среду.

Помимо непосредственно образования и воспитания, социально-педагогическая компонента присутствует во многих областях жизнедеятельности людей: семья и система семейных отношений, трудовая деятельность, социально-педагогическая реабилитация и адаптация, сфера досуга и социокультурная анимация, а также социальная защита, обеспечение безопасности, охраны прав и свобод различных групп людей.

Таким образом, социально-педагогичская деятельность включает в себя и профориентацию, и обучение психологии общения, психологические тренинги, волонтерскую и проектную социальную деятельность и т.п. Важными направлениями является работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, социально-педагогическая защита прав ребёнка, социально-педагогическая поддержка семьи, социально педагогическая коррекция и реабилитация.

Научно-техническое – предусматривает углубленное освоение теоретических разделов отраслей наук, развитие навыка практического применения теоретических знаний в самостоятельной исследовательской, конструкторской, творческой и трудовой деятельности.

Содержание программ технического направления охватывает области технического моделирования и конструирования, информационных технологий, научно-технического и художественно-технического творчества, творческую область, связанную с использованием технических средств.

В реализации научно-технической направленности определены три направления:

техническое творчество – обучение техническим знаниям;

ремесло – обучение средствам, способам технического труда;

технологическая культура – обучение технологиям.

Программы по техническому творчеству обеспечивают базу теоретических знаний и практических умений, необходимую для создания сложных конструкторских моделей, образцов техники с использованием электроники. Теоретические знания учащихся в области физики, математики, черчения получают практическое применение в творческой деятельности по созданию технических изделий. Процесс трудовой деятельности опирается на планирование, анализ, самостоятельную работу, конструирование, моделирование, применение технической документации, решение творческих задач, выполнение творческих заданий, поиск и устранение неисправностей с использованием технических средств. Вовлечение в процесс трудовой деятельности, близкой по характеру и содержанию к труду взрослых, позволяет получить удовлетворение результатами своей работы.

В целом программы технического направления определяют выбор сферы деятельности, связанной с использованием достижений технического прогресса в целях продуктивного творчества.

Они реализуются в следующих направлениях: расширение политехнического кругозора детей; развитие конструкторских способностей; формирование умений и навыков работы с различными инструментами; проектирование моделей и конструкций разного функционального назначения; развитие навыков конструирования изделий из бумаги, картона, фанеры, пластмассы; овладение информационными, компьютерными технологиями; компьютерный дизайн; применение различных технических средств в художественном творчестве.

Поступательное развитие науки и производства обусловливает динамичность содержания технического направления, расширение его сферы за счет программ, связанных с новейшими информационными, прежде всего компьютерными, технологиями.

Ребенок, идущий в ногу с развитием информационных технологий и владеющий навыками работы с ними, будет уверенно чувствовать себя в современном мире.

В целом данное направление отражает объективные инновационные процессы в развитии социально-экономического, научно-технического и оборонного потенциала общества и государства, формируя определенный социальный заказ для сферы Дополнительного образования на увеличение внимания к приоритетным областям знаний. Основной целью научно-технического воспитания является формирование целостной творческой личности во всем её интеллектуальном и эмоциональном богатстве, наделение воспитанников определенным багажом теоретических и практических знаний для продуктивной профессиональной и творческой деятельности.

Туристко-краеведческое – организация деятельности по постижению природных и культурных особенностей региона в историко-культурном пространстве страны и мира.

Программы туристко-краеведческого направления способствуют формированию у детей исторического самосознания, образной реконструкции прошлого «малой родины», позитивной самоидентификации, самоценности и уникальности в контексте этнорегиональной, общенациональной и мировой культуры.

Часто в основе таких программ лежит организация походов и путешествий разной степени сложности с использованием спортивного оборудования (велотуризм, альпинизм и т.п.), эколого-биологическая и военно-патриотическая направленность.

Военно-патриотическое – формирование у подрастающего поколения патриотических чувств и сознания, основанных на любви к Отечеству причастности к его судьбе и историческим ценностям, ответственности за его состояние и развитие, за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. Подготовка детей и юношества к службе в рядах ВС РФ, повышение престижа профессии воина РА; формирование духовно развитого и физически здорового поколения; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для будущих защитников Отечества; приобретение специфических знаний и умений, необходимых на военной службе, ознакомление с военными специальностями, с работой различной техники; формирование четкой гражданской позиции, как понимания четкой связи с людьми, живущими в обществе; активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе;

Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. В процессе военно-патриотического воспитания развиваются такие качества личности как мужественность, смелость, твердость характера, инициативность и самоотверженность, способность к преодолению трудностей и лишений, дисциплинированность, командный дух и способность к взаимовыручке, политическая и гражданская зрелость, гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства, социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушению норм морали и права.

Реализация военно-патриотического воспитания достигается за счет ознакомления с боевой техникой и начального практического освоения военных специальностей, изучения боевых искусств и освоения навыков самообороны, приемственности лучших традиций Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований.

В данном направлении могут участвовать организации, имеющие необходимые ресурсы для военно-патриотического воспитания. Прежде всего, это организации ДОСААФ, школы спортивно-технического направления, школы боевых искусств, военные и морские школы, МЧС и пожарные части.

В этом направлении осуществляются также следующие мероприятия: организация походов, состязаний, военизированных игр, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, проведение конкурсов военно-патриотической песни, проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами ВОВ, шевская помощь ветеранам.

Культурологическое направление – предполагает, прежде всего, формирование духовно-нравственной компоненты, усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие культурного достояния России, приобщение к изучению национальной культуры, культуры разных стран и этносов.

Это достигается через воспитание интереса к прошлому, изучением культуры и быта разных народов, знакомства с судьбами людей разных эпох, любви к природе и её достопримечательностям. Задача воспитания заключается в благоприятном воздействии на создание ситуации принятия соответствующих жизненных ценностей, при которой у ребенка усиливается желание жить по законам, нравственным нормам, которые получают нравственное обоснование в виде идеалов. Эта задача решается на основе конкретной жизнедеятельности различными формами духовного взаимодействия. Нравственная культура воспитывается на основе конкретной жизнедеятельности. Глубоким уровням разработки понятий нравственной культуры ребята могут научиться у писателей, высшую мудрость постичь в сказках, поговорках, афоризмах, в которых соединяется мысль с оценкой, мнением, жизненной позицией. Детям необходимо показывать всё многообразие человеческих отношений, чтобы они учились познавать мир, адаптироваться в обществе, понимать других людей.

Культурологическое направление в образовательной работе с детьми появилось в России в начале 90-х годов, когда в обществе возник некий идеологический вакуум, неопределенность и нестабильность в традиционной и социокультурной сфере, вызванных социально-политическим кризисом. В этой ситуации культурологическое направление дало возможность соединить культуру, социум и личность на качественно новом уровне, в перспективе направленное на социально-культурную реабилитацию в обществе и его духовное возрождение.

В рамках этого направления изучается православная, народная культура, этнография, культура быта и межличностного общения, сюда входит и страноведение, изучение культуры разных стран, изучение иностранных языков.

Эколого-биологическое – призвано развить у подрастающего поколения понимание, знание и осознанное отношение к окружающей среде, способствовать формированию экологически сообразной модели поведения, усвоению таких экологических и этических норм, ценностей и образа жизни, которые требуются для обеспечения социально приемлимой модели безопасного взаимодействия с природной средой, сохранения природного баланса и экологического равновесия. На сегодняшний день такое образование наиболее актуально на фоне постоянно проявляющихся всевозможных природных катаклизмов, ухудшения экологической ситуации в результате необдуманного поведения людей, потребительского отношения к природным богатствам.

Первое и основное, чему следует научить детей, о чем не следует забывать, что человечество – часть природы, восприятие миссии и роли каждого как активно действующего начала, чтобы с детства человек понимал, что нельзя из-за собственной небрежности и эгоизма или других причин отделять себя от природы. Необходимо донести до детей понимание проблемы улучшения экологической ситуации, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов и реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем, не порождая всеобщего пессимизма, а наоборот, заражая детей верой в будущее, основанной на любви к природе, понимании её красоты и многообразия.

Цель экологического образования –способствовать изменению поведения людей в отношении окружающей среды, научить их оценивать свой возможный вклад в улучшение экологической обстановки, осознать взаимную зависимость людей и окружающей среды, научиться рациональному природопользованию в условиях города.

Эколого-биологическое образование объединяет следующие направления и формы обучения:

*Садоводство и цветоводство- обучение практическим навыкам ухода за растениями и цветами, их выращиванию и пересадке, ознакомление с полезными свойствами растений, ландшафтному дизайну; создание опытных участков по озеленению уголков природы в черте города, участие в лесопосадках.

* Декоративно- прикладное творчество – приобщение детей к природе через творчество с использованием природно-растительных материалов, изображение природных мотивов в живописи, сувенирных изделиях.

*Зоология – обучение навыкам по уходу за домашними питомцами, проведение наблюдений за животными, содержащихся в неволе, в условиях уголка живой природы, изучение животных в природе, в их естественной и городской среде. В ходе практических занятий изучается динамика и законы развития живых организмов, значение и место различных популяций в природном балансе, показывается целесообразность взаимоотношений с живыми существами на основе экологического принципа.

*Естественнонаучное направление представлено программами научно-исследовательской ориентации: по ботанике, валеологии, краеведению, экологии, химии, промышленной экологии. Содержание программ направлено на приобретение навыков проведения самостоятельных исследований в природе, углубления и закрепления теоретических знаний.

*Туристко-краеведческое направление в экологическом направлении предполагает изучение природы родного края, организацию походов и научно-исследовательских экспедиций по изучению лесных экосистем и искусственной природной среды, лесопарковой зоны города. Проводятся полевые практикумы, наблюдения за сезонным развитием природы, жизнью животных и растений в природе, изучаются особенности местной микрофлоры и фауны. В процессе краеведческих занятий дети знакомятся с актуальными проблемами региона, занимаются проектной деятельностью, направленной на сохранение природы края.

На практике, в работе организаций ДО часто в одной программе объединяется деятельность сразу в рамках нескольких направлений, что способствует многогранному развитию личности обучающихся, созданию более яркой и эмоциональной обстановки обучения.

В контексте непрерывности образования, осуществление вышеназванных направлений находит свое продолжение в создании условий для обучения и развития взрослого человека в сфере хоббидеятельности. Развитая сфера хобби и увлечений в обществе является неотъемлимой частью системы дополнительного образования, реализуясь в общей концепции направлений, изложенных в данной статье.

При написании данной статьи было изучено множество материалов и интернет ресурсов по дополнительному образованию. Цель статьи – формулировка общих положений, принципов и приоритетов развития системы Дополнительного образования для более ясного понимания посетителями нашего сайта самой концепции ДО, содержания и направленности программ ДО, её целей и задач.

Поделиться в соц. сетях